В кругу друзей
Снижение конфликтности в детском и подростковом коллективе способствует созданию условий для мобилизации личностного ресурса детей и подростков. Под «ресурсом личности» понимается способность разрешать возникающие проблемы посредством мобилизации интеллекта, а также способность сопротивляться вредным факторам, влияющим на эмоциональное и физиологическое состояние. Прежде всего, имеется в виду преодоление негативных эмоций обиды, страха, тревоги и агрессии, а также умения сочувствовать окружающим и понимать их интересы.
Целью программы является создание доверительной системы взаимоотношений между детьми и подростками, а также членами их семей, либо воспитателя или наставниками (в случае реализации программы в детских домах, центрах поддержки семьи и детства, школах интернатах).
Задачи программы:
- формирование социальной среды, благоприятной для личностного ресурса участников;
- осуществление мер, направленных на профилактику различного рода (в первую очередь – межличностных) конфликтов и обеспечение согласия в среде детей и подростков.
Внедрение медиации в детскую/подростковую среду чрезвычайно важно, т.к. в качестве медиаторов могут выступать сами ребята, естественно, при поддержке взрослого куратора.
Причинами важности данного факта являются:
- подростки лучше знают ситуацию внутри своего коллектива;
- ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;
- деятельность в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно на практике проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;
- это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.
В ходе реализации программы участники знакомятся с понятиями «конфликт», «стили поведения в конфликтной ситуации», получают знания о медиации, навыках, которыми должен обладать медиатор, а также качествах, необходимых успешному посреднику.
Преимуществами данной программы являются:
- создание предпосылок у детей и подростков для снижения межличностного уровня конфликтности;
- формирование объединяющего начала: единые цели, ценности, способы взаимодействия внутри коллектива;
- формирование позитивных установок для мирного сосуществования в среде сверстников;
- изучение основных механизмов и закономерностей общения.
- изучение основных поведенческих стратегий в процессе взаимодействия со своим окружением.
Используемые в программе методы обучения: дискуссии, мини-лекции, групповые упражнения, разбор кейсов, игры – активаторы.
Период реализации программы: 6-18 месяцев.